Здоров'я

Бактерии во рту провоцируют болезни сердца

П'ятниця, 03 листопада 2017 Друк E-mail
болезни сердца
Исследователи Университета Коннектикута выяснили, что жирные молекулы, засоряющие артерии, могут прийти не только из продуктов, но и от бактерий, находящихся во рту человека.

Результаты, полученные командой во главе с Франком Николсом помогают объяснить, почему заболевание десен связано с сердечными заболеваниями. Сердечные приступы и инсульты связаны с медленным процессом атеросклероза, затвердеванием и засорением артерий из-за липидов. Иммунные клетки прилипают к стенкам кровеносных сосудов, убирают липиды и размножаются. На стенках кровеносных сосудов со временем создаются бляшки и ростки, называемые атеромами.

В течение очень долгого времени исследователи предполагали, что липиды поступают от жирной, богатой холестерином пищи. Но исследование не подтвердило этого, установив, что люди, которые едят большое количество продуктов с жиром, таких как яйца, масло, жирная рыба и мясо, не обязательно рполучают сердечные заболевания. Николс с коллегами используя химический анализ атеромы, обнаружили липиды с химической подписями, отличными от животных. Эти странные липиды происходят из определенного семейства бактерий.

«Я всегда называю их жирными жуками, потому что они делают много липидов», говорит Николс. БактерииBacteroidetes производят жиры, молекулы которых имеют необычные жирные кислоты с разветвленными цепями и нечетным числом атомов углерода (млекопитающие обычно не производят жирных кислот с разветвленной цепью или жирных кислот с нечетным числом атомов углерода).

Соавтор Xudong Yao, который проанализировал образцы липидов, говорит, что химические различия между бактериальными и липидами человека приводят к тонким различиям в весе между молекулами. «Мы использовали эти различия и современные масс-спектрометры для выборочного измерения количества бактериальных липидов в образцах человека, чтобы связать липиды с атеросклерозом. Установление такой связи является первым шагом, чтобы считать липиды в качестве индикаторов ранней диагностики заболеваний», поясняет он.

Иммунные клетки, которые первоначально прилипают к стенкам кровеносных сосудов и собирают липиды, признают чужеродными липиды от бактерий. В результате они реагируют на чужеродные липиды и подают сигналы тревоги. Ученые также показали, что липиды от Bacteroidetes могут быть разрушены ферментом в организме, что повышает воспаление, и таким образом, жиры от бактерий дают двойной удар на кровеносным сосудам: иммунная система рассматривает их как сигнал бактериальной инвазии, а затем ферменты разрушают их и увеличивают воспаление.

Обычно эти бактерии проживают во рту и желудочно-кишечном тракте. Если условия правильные, они могут вызвать заболевание десен, а липиды, которые они производят, проходят легко через клеточные стенки и попадают в кровоток. Следующим шагом является анализ тонких срезов атеромы для локализации мест, где накапливаются бактериальные липиды. Если эксперты смогут показать, что бактериальные жиры накапливаются внутри атеромы, это будет убедительным доказательством того, что эти необычные липиды специфически связаны с образованием атеромы и, следовательно, способствуют болезням сердца.