Ученые нашли генетический фактор заболеваний легких

Понеділок, 08 лютого 2016 Друк E-mail
легкие

Мутация, защищавшая викингов от паразитарных болезней, ослабляет легкие, такой вывод сделала группа ученых из Ливерпульской школы тропической медицины (Liverpool School of Tropical Medicine) под руководством Ричарда Плисса (Richard Pleass).

Они выяснили, что мутация, являющаяся причиной развития предрасположенности к эмфиземе легких и других заболеваний дыхательной системы, ранее защищала от гельминтозов.

Известно, что хронической обструктивной болезнью легких и эмфиземой страдают около 5% людей во всем мире. На сегодняшний день известно о единственном генетическом факторе, ассоциированном с этими заболеваниями: у людей с дефицитом альфа-1-антитрипсина (A1AT) проблемы с легкими развиваются чаще. Дополнительным фактором, влияющим на риск развития этих заболеваний, является курение.

Исследователи выяснили, что мутация A1AT, приводящая к отсутствию фермента, возникла еще у древних народов, заселявших Скандинавию около 2000 лет назад. Она закрепилась в геноме, так как защищала от инфекций, вызываемых паразитическими червями.

Она присутствует и в геномах современных людей, которые, в отличие от викингов, реже употребляют в пищу продукты, зараженные червями, но больше курят и дольше живут. Теперь мутация не выполняет защитные функции, а является фактором риска, связанным с возникновением тяжелых заболеваний легких.

Результаты исследования ученых Университета Небраски показывают, что для профилактики заболеваний дыхательной системы нужно потреблять больше клетчатки.

Источник: health.mail.ru