Заболевания

Врачи рассказали, какие болезни от нервов

16.08.2017 Печать E-mail
психосоматика
Про себя мы охотно признаем, что «все болезни – от нервов», но если хворать начинает ребенок, мы начинаем яростно отрицать эту закономерность.
 
Уже хотя бы потому, что тогда главными виновниками детских болезней придется признать маму с папой.
СНЕЖНЫЙ КОМ
На самом деле опасения родителей, которые втайне беспокоятся о своей «репутации», не так далеки от истины. Психосоматические заболевания провоцируются психогенными факторами. Например, после крупной ссоры родителей малыш может плохо проспать всю ночь. Или перед контрольной у школьника может разболеться живот. Только родители могут помочь ребенку справиться с травмирующей ситуацией, негативными эмоциями или внутренними переживаниями. Если мы этого не делаем в тот момент, когда телесный симптом появляется впервые, он может закрепиться. Тогда он начнет проявляться во всех схожих обстоятельствах, с каждым разом все усиливаясь, а потом из временного превратится в постоянный.
Это может привести к формированию реального заболевания, которое врачи уже смогут ясно диагностировать. Отсюда важный вывод: психосоматические расстройства никогда не бывают блажью или притворством. Ребенок всегда болеет и страдает по-настоящему, даже если болезнь вызвана не инфекцией, а психологическим фактором.
 
ПАЛИТРА СИМПТОМОВ
Сегодня считается, что около 60–80% всех болезней имеют психогенную природу. Но это очень скромная оценка. Ведь список «обычных» заболеваний на деле получается слишком коротким.
 
К недугам, не имеющим под собой психологической подоплеки, относятся поражения органов в результате травмы, инфекционные заболевания (в том числе бронхиальная астма инфекционного характера), пороки развития, пищевые расстройства, вызванные неправильными привычками в еде (например, гастрит на фоне семейной традиции есть острые, жирные и жареные блюда), ожирение, связанное с объективным перекармливанием ребенка, а не с психологическим «заеданием» стресса. Все остальные заболевания входят в группу психосоматических хворей.
Однако начинаются эти психогенные болезни не сразу, а с легких телесных симптомов, которые называются психосоматическими реакциями. К самым распространенным из них относят диспепсические явления (тошнота, снижение аппетита, метеоризм, диарея), кожные высыпания (похожие на крапивницу), головные боли разной локализации. На уровне нервной системы психосоматика может проявляться невротическими симптомами.
В эту группу попадают нарушения сна, вегетососудистая дистония, мимические и респираторные тики, плаксивость, пугливость, страхи (темноты, одиночества, сказочных персонажей), вредные привычки (раскачивание, сосание пальца и другие).
 
И психосоматические реакции, и невротические симптомы еще не болезнь. Бывает, что психическое состояние ребенка нормализуется и симптоматика уходит. Скорее, все это можно обозначить как симптомы пред-заболевания. Однако при этом пограничном состоянии риск возникновения постоянных изменений и закрепление определенного способа реагирования на стресс, тревогу, негативные эмоции и переживания очень высок.
 
К счастью, если вовремя заметить патологические реакции ребенка и их зависимость от определенных факторов, то на этапе предболезни с ними можно легко справиться.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Распознать психосоматические проявления у ребенка легче всего родителям. Бояться этих симптомов не стоит. Гораздо важнее осознать, что часто это сигнал, что что-то идет не так и старые способы решать проблему перестали работать.
Заметить. На стадии первых звоночков важно разобраться, какое событие в жизни ребенка вызвало эту специфическую телесную реакцию. А потом важно помочь ему выразить подавленную эмоцию. Так мы не дадим сформироваться болезненной стереотипной реакции на стресс.
 
Описать. Если тревожный симптом уже появлялся 2–3 раза, со временем он стал усиливаться или начал проходить медленнее, заведите дневник. Записывайте максимально подробно место и время возникновения телесной реакции, обстоятельства, при которых она проявилась, как на это отреагировали члены семьи, что вы все делали и как себя вели (каждый по отдельности), сколько по времени длилось недомогание и в результате чего, по вашему мнению, прошло. Хорошо бы записать и ваши переживания и чувства. Этот метод поможет максимально объективно проанализировать ситуацию и выявить причину, «запустившую» болезнь.
 
Попробуйте мысленно или письменно ответить на вопрос: «Как меняется жизнь ребенка и жизнь семьи, когда он заболевает?». Эта картина позволит вам увидеть скрытую выгоду, которую малыш может извлекать из своей болезни. Или подскажет, какую роль он играет в ваших отношениях с супругом.
 
Замотивировать. Заботиться о больном ребенке естественно и нормально. Но важно не перегибать палку. У ребенка должен быть сильный стимул вернуться к обычной жизни. Отмените все «бонусы» домашнего карантина. Попробуйте внушить, что болеть – это нездорово, постарайтесь заинтересовать плюсами хорошего самочувствия: «Когда ты поправишься, мы обязательно сходим с тобой в зоопарк!»
 
Проиграть. Можно сочинить сказку, где главный герой, попавший в схожую ситуацию, был бы одного пола и возраста с вашим ребенком. Важно, чтобы малыш активно помогал вам развивать сюжет. Ваша задача – задавать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что у этого мальчика случилось? Он пришел грустный из садика, почему?». В конце необходимо помочь главному герою справиться с проблемой или дать разные варианты ее решения (попросить у кого-то помощи, научиться по-другому выражать свои эмоции и т. п.).
 
Чтобы ребенок увидел, что можно поссориться навсегда, а можно в итоге стать лучшими друзьями; можно молчать и дуться – и тогда никто не догадается, что случилось, а можно поделиться своими переживаниями и вместе найти выход. До 7 лет по такому сюжету можно разыграть и спектакль с участием любимых игрушек малыша – этот метод хорошо работает.
 
СПУСКОВЫЕ КРЮЧКИ
Дети сталкиваются со страхами, негативными эмоциями и чувством тревоги с самого раннего возраста, но не у каждого малыша развиваются психосоматические расстройства. Помимо прочего, важна и индивидуальная способность ребенка преодолевать трудности, ведь есть дети, которые адаптируются даже к частым семейным скандалам и суровым воспитательницам. Но есть и другие причины, и почти все они так или иначе связаны с родителями.
Сильные потрясения.Есть ситуации, когда риск возникновения психосоматических реакций максимально высок. Например, развод, рождение брата или сестры, переезд, смерть близкого человека, расставание с любимой няней, начало детского сада и т. д. Это не значит, что болезнь всенепременно разовьется, но, если вы знаете, что у вас чувствительный ребенок, обратите внимание, как он реагирует на волнительную ситуацию.
 
Отношение мамы к ребенку: гиперопека. Если мама ребенка чрезмерно опекает, ему становится «трудно дышать». Так возникают заболевания дыхательной системы: частые и затяжные бронхиты и бронхиальная астма.
ДВЕ КРАЙНОСТИ
В некоторых семьях не любят делиться личными переживаниями, а в других, наоборот, принято обо всем беспокоиться.
В первом случае ребенок часто тревожится, потому что не может самостоятельно справляться со своими проблемами. И у него не формируется ощущение базовой безопасности этого мира, которое можно получить лишь в надежных близких отношениях.
 
Во втором случае ребенок учится у родных сильно тревожиться обо всем. Ведь он наблюдает, как любое изменение в планах или внутрисемейном распорядке выбивает маму (или бабушку) из колеи и вызывает серьезные опасения. Оба сценария чреваты развитием неврологической симптоматики.
Отношение мамы к ребенку: гипоопека. Когда малышу не хватает маминой заботы и любви, он предоставлен сам себе и со своими эмоциями вынужден справляться сам. Но задача эта для любого ребенка непосильная, поэтому он будет испытывать чувство постоянной тревоги и расти неуверенным в себе. Ему будет трудно преодолеть страх перед внешним небезопасным миром.
 
В этом случае психосоматика обычно проявляется сбоями в работе пищеварительной системы: тошнотой, диареей, снижением аппетита, колитами, гастритом, дуоденитом. У некоторых детей развивается депрессия или неврологическая симптоматика.
 
Отношение мамы к ребенку: если мама зациклена на ребенке. Если маме трудно реализовать себя как личность за пределами домашнего очага, тогда болезнь ребенка будет помогать ей чувствовать себя «нужной». Постоянно думая и проговаривая вслух свои тревоги, она не даст ребенку научиться воспринимать болезнь как преходящее явление. В этих случаях велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций к часто повторяющемуся заболеванию.
 
Много запретов и требований. Когда родители слишком строги с ребенком, практикуют неадекватные наказания, редко хвалят его, он может остро ощущать свою несостоятельность и чувствовать себя недостаточно хорошим. Страх совершить ошибку или не взять высоту у него будет очень велик.
 
Все это ведет к неуверенности в себе и проявлению протеста, явного или скрытого. Проявляется он в виде головных болей, тошноты, болей в животе. Может сопровождаться бессонницей, головокружениями. Если ребенок не может выразить свой протест открыто, это путь к частым ангинам. Нарушение личных границ или непринятие ситуации иногда проявляется в виде аллергических реакций, потому что кожа – это тонкий щит между внешним и внутренним миром.
ПОРОЧНАЯ ПРАКТИКА
Когда родители не дают ребенку возможность открыто проявлять свои негативные эмоции, они накапливаются, а потом прорываются наружу в виде телесной хвори. В нашей культуре принято стыдить за проявление здоровой агрессии в моменты явного нарушения личных границ. Не стоит потом удивляться, что ребенок не умеет отстаивать свое мнение, растет застенчивым и неуверенным в себе. К такому же результату приводят и реплики вроде: «Иди к себе в комнату! Когда успокоишься, выйдешь!»
 
Если родители принимают и любят ребенка только в те моменты, когда он ведет себя идеально, а если ему плохо, отправляют с глаз долой, то самые близкие люди не принимают его таким, какой он есть. Да, чем старше становятся дети, тем лучше у них получается сдерживать себя. Но выключить эмоции по щелчку невозможно. Мы можем их игнорировать, но они все равно останутся внутри, а в какой-то момент отыграются на самом уязвимом органе. Например, комом в горле застревает обида и злость, отсюда берутся ангина или тонзиллит.
 
Отношения родителей: частые ссоры. Когда родители постоянно конфликтуют, ребенок оказывается вовлечен в их войну и начинает либо спасать семью, либо отвлекать их от главных проблем. Он бессознательно воспринимает ситуацию так: «Если я не буду болеть, мама с папой расстанутся». Ведь он прекрасно видит: стоит ему слечь в постель, родители заключают перемирие или по крайней мере начинают общаться продуктивнее.
 
Увы, так появляются часто болеющие дети, которые нередко имеют заболевания носоглотки. От невозможности защитить себя, высказать свое мнение, обиду, позлиться на происходящее (проглоченный гнев как бы концентрируется в горле) или нежелания слышать постоянную ругань (проблемы с ушами, когда слух временно снижается).
 
Отношения родителей: вместе ради малыша. Ситуация, когда родители вместе только ради ребенка, и он вынужден оправдывать возложенные на него ожидания. Когда все в порядке, мама с папой друг другом не интересуются и не общаются, но стоит малышу заболеть, как между ними начинается активное взаимодействие. Мама впадает в панику, папа бросает все дела и мчится в аптеку. При таком сценарии велик риск быстрого закрепления симптомов и переход от единичных психосоматических реакций к формированию хронического заболевания.
 
Реакция родителей.Если мама с папой раздувают проблему и слишком трясутся над ребенком, он очень скоро замечает скрытую выгоду от своей болезни. Разумеется, на бессознательном уровне. Например: «Когда я болею, я не иду в ненавистный детский сад, ко мне приходит бабушка, и мы с ней весь день веселимся». Бывает и так, что заботу и внимание со стороны родителей ребенок получает только во время болезни. И в этом случае стимул болеть как можно чаще тоже будет сильным.

( 1 Голос )
 
 
Загрузка...
Loading...
 
Новости