Ученые обнаружили антибиотик, который производится самим человеком

П'ятниця, 29 липня 2016 Друк E-mail
нос, антибиотик

Нос человека содержит бактерии, которые производят эффективный антибиотик. Это выяснили немецкие бактериологи из Тюбингенского университета, которые хотели определить причины, почему в носовой полости только двух третей всех людей живет и размножается золотистый стафилококк.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

В большинстве случаев бактерии золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus) являются безвредными, но иногда они вызывают опасные заболевания, попадая, например, в открытую рану и вызывают сепсис. S.aureus часто встречается в больницах, а один из его штаммов обладает лекарственной устойчивостью к антибиотикам пенициллинового ряда. Ежегодно от суперинфекций, вызванных стафилококком, погибает до десяти тысяч человек.

Ученые выяснили, что человеческий нос, в котором часто поселяется S.aureus, является агрессивной средой для микроба. В нем содержатся другие виды стафилококков, в частности, S. lugdunensis, который предотвращает рост потенциально патогенной бактерии. Это ему удается благодаря производству вещества, содержащего антибиотик. Исследователям удалось синтезировать соединение, названное лугдунином, в лаборатории. Эксперименты показали, что оно предотвращает рост колоний S.aureus в чашке Петри, а при нанесении на кожу мышей избавляет грызунов от инфекции.

Принцип работы лугдунина пока остается неясным. Бактериологи отмечают, что золотистый стафилококк не развивает устойчивость к нему, даже при воздействии низких доз антибиотика в течение 30 дней.

Исследователи изучили микробные популяции в носу госпитализированных пациентов и обнаружили, что 60 человек являются носителями S.aureus, а 17 — S. lugdunensis. При этом только у одного человека эти два вида микроорганизмов присутствовали одновременно, что указывает на то, что S. lugdunensis является врагом золотистого стафилококка.

Если длительное применение лугдунина действительно не вызывает появления супербактерий, которые устойчивы к лечению, то этот препарат может предотвратить закат эры антибиотиков, прогнозируемый многими специалистами. Ученые, однако, отмечают, что следует скептически относиться к такой возможности, и в будущем резистентность к новому антибактериальному соединению все-таки может проявиться.