Здоровье ребенка

Кризис трёхлетнего возраста

05.06.2010 Печать E-mail
Кризис трёхлетнего возрастаКризис трехлетнего возраста – это период «отделения» ребенка от взрослого. Можно даже назвать этот период временем становления личности ребенка. трудное время для родителей. Но от того, как они поведут себя, во многом будет зависеть, каким вырастет их ребенок: пассивным или активным, настойчивым и независимым, либо робким и неуверенным в себе.

Что же характерно для поведения ребенка в этом возрасте?

Негативизм, упрямство, своеволие, строптивость, обесценивание роли взрослых, протест — бурные ссоры с родителями. Особенно сильно кризис 3 лет проявляется в семьях, где ребенок единственный. Кризис 3 лет — это, прежде всего, кризис отношений между ребенком и родителями, это яростное стремление ребенка к самостоятельности, и вызвано оно осознанием, формированием своего «Я». Постоянные заявления «Я сам» — пожалуй, наиболее типичное проявление этой стадии развития.

Что же делать родителям?

Разрешить ребенку действовать самостоятельно, но контролировать. Причем контролировать нужно не столько действия самого малыша, сколько пространство вокруг него. Ваш ребенок хочет пролезть под столом? Пусть, только подставьте руку, чтобы он не ушибся. Хочет от вас отбежать — проследите, чтобы он не пропал из виду. Хочет есть сам ложкой — пусть, проследите только, чтобы рядом не было ножа. Подобное отношение к ребенку позволит ему чувствовать себя уверенно.

Часто попытки ребенка быть самостоятельным очень нервируют родителей, проще и быстрее самим одеть, накормить и умыть. Но если вы не позволите ему делать это сейчас, то в будущем не сетуйте, что ваш ребенок ленив и несамостоятелен. Раздражение взрослых вполне естественно, это чувство можно понять. Ведь на самом деле ребенок еще очень немногое может сделать сам, он неловок, даже неуклюж, у него многое не получается. Ко всему прочему он непоследователен в своем поведении: с одной стороны, настаивает на своем, с другой — оказывается совершенно беспомощным перед самой простой задачей. Но вы должны относиться к этому спокойно, так как, почувствовав ваше раздражение, ребенок может испытать чувство стыда от своей неуклюжести и отказаться от попыток быть самостоятельным. Пусть сделает так, как умеет, и не забудьте похвалить! Абсолютно недопустимы насмешки и ирония. В такой ситуации ребенок может решить, что лучше оставаться маленьким и зависимым, во всяком случае маленьких и беспомощных не ругают. Либо ребенок захочет поскорее стать большим и самостоятельным, но поскольку этот путь довольно долог, то он будет постоянно испытывать чувство стыда и вины.

Но существует и другая крайность в поведении взрослых. Они так рады, что ребенок становится самостоятельным, что готовы предоставить самостоятельности гораздо больше, чем ему по силам. А это один из источников невротизации ребенка. Несмотря на сильное желание ребенка быть самостоятельным активное присутствие взрослых рядом с ребенком обязательно и в целях безопасности, и в целях развития его положительной самооценки. Не следует также постоянно поправлять ребенка, если взрослым кажется, что он что-то делает не так: не так держит ложку, не так кидает мяч, это может вызвать либо бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь терпения, отложите свои попытки «править» действия малыша до того момента, когда они станут более уверенными. Только в этом случае у ребенка сложится правильное представление о взаимоотношениях с родителями. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он, с одной стороны, уже «Я сам», а с другой — «Мои мама и папа всегда помогут, мы нужны друг другу».

Стойкое стремление к самостоятельности трехлетнего малыша вполне можно обратить в воспитательную тактику. Например, если вам хочется, чтобы ребенок разделся самостоятельно, то лучше спросить: «Миша, ты сам разденешься, или тебя раздеть?».

В результате самостоятельных действий ребенок может испачкаться краской, пролить сок, уронить ложку, порвать курточку, зацепившись за сук, — все это не должно быть поводом для наказания, но может стать поводом для совместной деятельности: «Ну что, пойдем стирать твои штанишки? Ты будешь делать это сам, а я совсем немножко тебе помогу». Да, обучение детей простейшим навыкам требует времени (самому порой проще и быстрее что-либо сделать), но нет ничего приятнее сияющих глаз ребенка, с гордостью рассказывающего: «Я сам…».

Хочется, чтобы родители поняли и то, что ребенку в этом возрасте и самому непросто. Его стремление к независимости не отменяет желания чувствовать себя в безопасности. И в этом смысле доброжелательное присутствие взрослого человека и постоянство обстановки — знакомые игрушки, своя уютная комната или уголок — необходимы ребенку для внутреннего комфорта.

Источник:  http://www.puzyaka.ru
Смотрите также



( 1 Голос )
 
Loading...
 
Новости