Голос проявляется у человека в момент рождения как врожденный, безусловный, защитный рефлекс. В дальнейшем на базе этого рефлекса путем образования цепных условно-рефлекторных реакций возникает разговорный и певческий голос.
В процессе онтогенеза - индивидуального развития организма от оплодотворения до смерти, крик новорожденного интонационно изменяется по силе, высоте, тембру, протяженности, а также формируется его коммуникативная направленность.
ребенок
Только первый крик новорожденного, обусловленный раздражением подкоркового речевого центра, можно считать рефлекторным явлением, не имеющим сигнальной направленности. Считают, что крик – это первое вокальное проявление ребенка.
Известно, что первые 3 недели ребенок способен издавать 3 крика, различающихся структурно и функционально:
На третьей неделе жизни появляется новый сигнал - крик одиночества, тоски, для привлечения внимания, который отражает не столько физиологические потребности, сколько носит социальный характер.
К 3-4 месяцам вокализации - сюда входят все голосовые проявления - служат средством межличностного взаимодействия со взрослыми.
Ребенок начинает активно обращать внимание на голос окружающих, отвечая адекватной реакцией на мимику и тон голоса, проявляя попытки воспроизведения улыбки и вокализации.
В первые 6 месяцев наблюдается стойкое увеличение голосовой активности, причем наиболее эффективным приемом ее стимуляции является общение со взрослыми. Специалисты говорят о «гулении», как о очень важном моменте для формирования речевого дыхания.
Процесс овладения интонацией начинается у ребенка уже на стадии «гуления», и к концу первого года жизни на основе интонационной системы языка взрослых начинается овладение системой звуков речи. А вот интонация вопроса формируется только на втором году жизни.
К этому возрасту у ребенка развивается умение модулирования голосом различных эмоций, происходит резкий количественный рост разнообразных звукосочетаний лепетной речи и последующее появление первых слов. Источник: dytyna.info